Приближается знаменательная
городская дата - десятилетие
возрожденной Московской городской Думы. Высший и
единственный постоянно действующий законодательный
(представительный) орган государственной власти
города Москвы был сформирован в декабре 1993 г.
Уровень представительства в Мосгордуме самый большой
по Российской Федерации - в среднем на один депутатский
мандат законодательного органа власти приходится
195,8 тысяч избирателей. Компетенция МГД определена
Уставом - основным законом города Москвы, принятым
в новой редакции 13 июля 2001 г. Дума правомочна
принимать законы города Москвы, постановления, заявления,
обращения и решения. Право законодательной инициативы
в Московской городской Думе принадлежит депутатам,
комиссиям, рабочим группам и фракциям, мэру Москвы,
председателю Московского городского суда, председателю
Арбитражного суда Москвы, прокурору Москвы, представителю
МГД в Совете Федерации Федерального Собрания РФ,
Уставному суду города Москвы, представительным органам
местного самоуправления, а также гражданам, реализующим
право гражданской законодательной инициативы. Депутаты
Мосгордумы избираются прямым тайным голосованием
на четыре года по 35 избирательным округам, границы
которых определены законом города Москвы. Депутатом
Думы может быть избран гражданин Российской Федерации,
достигший 21 года и обладающий избирательным правом.
Депутат Думы работает на постоянной основе и не
может заниматься другой оплачиваемой деятельностью.
Дума является правомочной, если в ее состав избрано
не менее двух третей депутатов от установленного
численного состава Думы. Порядок деятельности, основные
правила и процедуры работы Думы установлены Регламентом
Московской городской Думы. Депутаты из своего состава
тайным голосованием избирают председателя и его
заместителей. Срок полномочий и порядок избрания
устанавливаются Регламентом МГД. Каждый депутат
координирует определенные направления деятельности,
утверждённые постановлением городской Думы. Депутаты
координируют более 120 направлений.
На заседании комиссии
по городскому хозяйству и коммунальной реформе
был обсужден проект закона "О мониторинге технического
состояния жилых домов на территории города Москвы".
Потребность в разработке законопроекта, как отметил
начальник Государственной жилищной инспекции г.
Москвы А. Стражников, вызвана изменением общей экономической
ситуации и дефицитом финансовых ресурсов, а также
необходимостью проведения технической политики в
области капитального ремонта жилого фонда столицы.
Целью проекта является создание нормативной базы,
устанавливающей основные требования к порядку ведения
наблюдения за техническим состоянием жилых домов
и обеспечения комфортности проживания и безопасности
горожан. Документом прописаны порядок и режим проведения
мониторинга, участие в нем органов местного самоуправления,
юридических и физических лиц, установлена ответственность
за несоблюдение требований закона. Проведение мониторинга
технического состояния жилых домов на территории
столицы позволит как более точно определять сроки
проведения капитального ремонта домов, их конструктивных
элементов и инженерного оборудования, так и более
эффективно использовать бюджетные средства, направляемые
на содержание и ремонт жилищного фонда. Предусмотренный
же законопроектом особый режим проведения мониторинга
жилых домов, находящихся в предаварийном состоянии,
даст возможность предотвратить возникновение в таких
домах аварийных ситуаций. Разработанный проект закона
позволит в условиях недостатка средств, направляемых
на капитальный ремонт жилых домов и их инженерных
систем, сделать финансирование капитального ремонта
адресным.
На заседании МГД
принят Закон "О
наименованиях и границах внутригородских муниципальных
образований в городе Москве". Принятый закон
в соответствии с Уставом города устанавливает наименования
и определяет границы 125 внутригородских муниципальных
образований столицы. Внутригородским муниципальным
образованием считается часть территории города,
в пределах которой осуществляется местное самоуправление
через его выборные органы. Согласно городскому Закону
об организации местного самоуправления при наречении
муниципальных образований и определении их территорий
следует учитывать исторические и местные традиции.
По словам представлявшего документ полномочного
представителя мэра в МГД А. Петрова, давая имена
и устанавливая пределы влияния каждого муниципального
образования, авторы законопроекта исходили из того,
что на территориях районов города действуют избранные
в 1999 г. органы местного самоуправления. Практически
везде "новообразования" имеют те же границы,
что и территории московских районов, и так же, как
они, называются. Исключение составляет лишь город
Зеленоград. Перед рассмотрением в Думе законопроект
был обсужден с представителями органов местного
самоуправления, и их замечания учтены в окончательном
тексте закона, за исключением тех, где предлагалось
увеличить территории районов за счет уменьшения
территории соседей.
В рамках заседания
комиссии МГД по жилищной
политике прошли слушания, посвященные подготовке
проекта закона города Москвы "О приоритетах
в предоставлении жилья и безвозмездных субсидий
в 2004 году". В настоящее время имеются два
альтернативных законопроекта: разработанный Правительством
Москвы и подготовленный депутатами, его представила
председатель комиссии МГД по жилищной политике Г.
Хованская. По ее мнению, в основе проектов лежит
совершенно разные концептуальные подходы. В правительственном
варианте главным критерием "первоочередности"
является год постановки на учет нуждающихся в жилье,
что на деле означает уравнивание в праве на получение
жилья самых разных категорий внеочередников и первоочередников.
"Думский" же вариант во главу угла ставит
конкретный подход, что предполагает тщательное "прописывание"
особенностей каждой категории очередников. Большинство
выступавших на слушаниях - а в них, кроме депутатов
МГД и представителей исполнительной власти, приняли
участие представители различных общественных жилищных
объединений и профсоюзов, - поддержали Г. Хованскую.
При этом был высказан ряд пожеланий к будущему закону.
Речь, в частности, шла о необходимости включения
в перечень приоритетов категории лиц, принимавших
участие в военных действиях на территории других
стран и семей погибших там военнослужащих; кадровых
работников сферы образования и здравоохранения,
проработавших много лет в школах и больницах; многодетных
семей, вне зависимости от того, достигли ли дети
совершеннолетия или нет.
.
По материалам
пресс-центра МГД